Торжество душевных анестетиков, обновление
Шопоголизм — это состояние психологической зависимости, при которой человек вынужден совершать определенные стереотипные действия для достижения гарантированного результата, а именно — улучшения самочувствия, успокоения, расслабления, повышения настроения и самооценки. Вместо того, чтобы контактировать с неприятными переживаниями в реальной жизни, человек выбирает способ получать удовольствие более легким путем, непосредственно «здесь и сейчас». Что же в этом может быть плохого?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
— 10 психологических «крючков» бывалых маркетологов, или приманка для доверчивого потребителя
В итоге тревожащее чувство неудовлетворенности собой и своим местом в жизни получается легко задавить на самом раннем этапе, не допуская того, чтобы оно приводило к каким-то реальным изменениям. Шопоголизм, как и любая другая зависимость, помогает справиться с неприятными последствиями своеобразного экзистенциального кризиса, но ограждает личность от того, чтобы она имела возможность разобраться в его причинах. Итогом является чувство разочарования, поскольку выбранный способ жизни всего лишь позволяет на короткий срок отодвинуть от себя неприятные чувства и переживания, которые тем не менее включены в ядро личности. Если зависимость — это отчуждение части собственной витальности, тогда шопоголик, можно сказать, платит слишком высокую цену за сохранение иллюзии того, что с ним все в порядке.
Критерием отличия шопоголизма от нормальной потребительской активности является смещение акцента с качеств приобретаемого товара в сторону самого процесса покупки, поскольку сами предметы и вещи выполняют лишь функцию вовлечения, а дальше человеческая активность развивается по классическому механизму развертывания невротического расщепления — я не знаю, зачем мне это надо, но я это хочу.
В основе любой зависимости лежит иллюзия того, что важные потребности можно не удовлетворять (поскольку порой сделать это довольно сложно), а вместо этого всю жизнь довольствоваться некими заместителями, имитаторами и эрзац-продуктами. В зависимости человек всего лишь компенсирует чувство неудовлетворенности, не продвигаясь ни на шаг по пути к реальным ценностям. Поэтому зависимость крадет энергию и время, стабилизируя личность в невозможности сделать для себя что-то действительно полезное.
Чаще всего в шопоголизм бросаются люди, испытывающие дефицит признания и внимания со стороны окружающих, страдающие непереносимостью одиночества и не умеющие строить долгосрочные цели. И вместо того, чтобы побыть с этими неприятными переживаниями и попробовать разобраться в том, из-за чего они возникают, шопоголики погружаются в искусственный мир демонстративного потребления, в котором содержится много разнообразных психологических плюсов или своеобразных душевных анестетиков. Это и иллюзия контроля над своей жизнью — я могу себе это позволить, вопреки всему, даже здравому смыслу; и приобретение внешних атрибутов идентификации — я такая же, как персонаж с разворота глянцевых изданий; и формальные отношения в вертикали «продавец-покупатель», в рамках которых последний всегда прав.
— Особенности массовой культуры: Эрнест ван ден Хааг об отчуждении и стандартизации
— Эрих Фромм: «Если вы спросите людей про рай, они скажут, что это большой супермаркет»
Источник: http://sp-c.ru